Продолжение.
Начало в №№2, 3, 4, 5, 6 и 7 за 2022 год.
Летом 1974 года мы с Поляковым В. П., сдав госэкзамены, получили дипломы в новом корпусе студгородка в 30-летний юбилей института. Всем нашим курсом собрали деньги и отметили это важное событие в ресторане «Сокол».
К 1 апреля 1974 года мы создали ещё 3 безнарядных звена: два звена на ферме № 2 - звено № 2 во главе с Ачкасовым А. В. из восьми человек, звено № 3 на Васькино из девяти человек во главе с Байтингером Я. А. и кормовое звено на ферме № 1 во главе с Казимировым Василием Антоновиче
В июле провели день животновода с приглашением передовиков животноводства и их бригадиром из Целинного совхоза. Подвели итоги соревнования. Вот справка показателей на 1 июля 1974 года:
Глубокинский совхоз
Всего рабочих – 536 человек
Поголовье КРС – 5260 голов
Сдано молока – 7500 ц
Сдано мяса – 2970 ц
Сдано яиц – 261 тыс. штук
Целинный совхоз
Всего рабочих – 559 человек
Поголовье КРС – 3778 голов
Сдано молока – 7570 ц
Сдано мяса – 2850 ц
Сдано яиц – 192 тыс. штук
Угостили всех бешбармаком, выступила агитбригада. Такое мероприятие понравилось всем. Гости сказали, что они тоже пригласят наших животноводов (не получилось).
Осенью в СДК провели торжественное собрание по итогам работы, выдали грамоты и денежные премии, посмотрели концерт наших артистов.
Среди безнарядных звеньев лучших результатов добилось звено № 1 тов. А. Н. Шаповалова. У остальных звеньев показатели и зарплата были тоже выше, чем в обычных бригадах, а в кормовом звене - немного выше, чем в бригадах, а значит, и зарплата почти такая же.
Экономисту предстояло проанализировать их работу и узнать, как сработали звенья Целинного совхоза. У них урожайность была выше, чем у нас, так как обильные грозовые дожди прошли восточнее асфальтовой трассы, захватив Заманилки, Матвеевку, Целинное, а до нас (это Иванково, Пески, Молодёнки) не дошли. В результате – у нас скудный урожай и острая проблема с заготовкой кормов.
Глебов Н. П., проехав по нашим полям, рекомендовал худшие полосы списать из зерновых и убрать на корм скоту, а сам обратился в обком КПСС с просьбой о прессовании соломы в урожайном Половинском районе, а также помочь автомашинами для её вывозки в наш совхоз.
Нам дали совхоз «Богатырь». Мы отправили 10 комбайнов с комбайнёрами, чтобы помочь им убрать хлеба, а сами, создав бригаду, отправили её на прессование соломы. Вскоре пришли машины из Кургана марки «Шкода» и начали вывозить солому на сеносклад с. Пески. Бригады работали по 15 дней весь световой день, потом менялись. Была повышенная оплата – каждому работающему на заготовке соломы давали по машине прессованной соломы.
...Не добившись автобуса для нашей школы через областного депутата, мы с директором школы Ерёминой Л. В. написали письмо Сизову Г. Ф. с просьбой о выделении автобуса для перевозки учеников в школу из Васькино и Молодёнок. Через 20 дней пришла от него телеграмма директору автобусного завода (а нам - копия) о немедленном выделении из фонда ЦК КПСС нам автобуса. Мы его получили через 5 дней. Отдали его Шевченко Ивану Дмитриевичу. Он на нём проработал много лет, до самой пенсии.
В конце октября мне дали путёвку в санаторий «Марьино» Курской области. Первый раз я побывал и отдохнул на курорте. Понравилось всё: и еда, и лечение.
В декабре нам дали несколько полей соломы в копнах в учхозе КСХИ, где мы её начали прессовать и отгружать. Решением парткома мы обязали руководителей организаций тоже возглавить бригады. Я с первой бригадой из 15 человек выехал в учхозовскую бригаду. Жили в их общежитии, питались в их столовой под запись. У нас было 5 прессов с МТЗ и один К-700 с лопатой и грузотакси. Нас сменила бригада во главе с инженером Кабаковым А. Л., а следующую бригаду возглавил председатель нашего сельсовета т. Кошелев Виктор Яковлевич. Так мы заготовили корма и сохранили совхозное стадо. Возил смены бригад зимой на утеплённом им самим автобусе Шевченко Иван Дмитриевич.
Снега зимой выпало мало и выпал он на сухую землю. В марте осадков совсем не было. 4 апреля 16 агрегатов начали закрытие влаги, а 23 мая закончили яровой сев.
12 июня вместо дождя пронёсся ураган, свалил навес у комплекса и забор, свалило весовую, сорвало крышу склада МТМ, с корнем вырвало тополя, пострадали жилые дома.
18 июня смотрели посевы, они уже горели, дождей нет и жара 30-40 градусов. В район прилетал Председатель Совета Министров РСФСР Соломенцев М. С., походил с руководителем облисполкома и нашим районным начальством и даже не пообедав, улетел в Курган.
Чтобы сохранить животноводство, решением Правительства и ЦК КПСС нашему району определили заготовку соломы в Запорожской области. И уже первая наша бригада во главе с главным зоотехником Петриченко М. М. в количестве 21 человека, погрузив 6 МТЗ, 6 прессов, 3 автомобиля, с первым эшелоном 15 июля выехала из Кургана в Запорожье.
В начале августа Лысенко А. Я. отправил меня в Запорожье узнать, как они живут, сколько прессуют машин соломы в день, их питание, а главное - договориться с председателем о дополнительной заготовке соломы урожая 1974 г. Я поездом уехал к ним.
Бригада заготовляла солому в колхозе «Мир», село Темировка Гуляйпольского района в 40 км от железнодорожной станции. Я пробыл у них 6 дней. Увидел, что живут они по 3-4 человека в старых домах, пища скудная, жара, бани в селе нет. Я договорился с председателем, чтобы они нашим ребятам в столовой увеличили порцию мяса. Он говорит: «Не могу, у нас лимит на мясо». Я сказал: "Давайте ваши квитанции, мы сдадим мясо за вас".
Договорились и с питанием, и с соломой урожая 1973-74 гг., съездили на их бахчи, поели арбузов, и я уехал домой. Дома шла заготовка кормов: веники, болотные кочки, стерня, зимой косили камыш. Области дополнительно выделили комбикормов.
С 5 октября я получил две путёвки в Сочи, и мы с женой поехали в новый Дом отдыха «Зелёная роща». У нас уже пролетал снежок, а прилетев в Сочи, там 24 градуса тепла. Устроились в номере на 12-м этаже. Питание хорошее – 4 раза в день, спуск к морю на лифте, а море рядом - в 70-и метрах, вода тёплая, чистая, погода ясная, накупались досыта. К нам приезжали с концертами артисты. А ещё мы ездили в цирк, стереокино, на базар. Жена накупила вещей. В общем, отдохнули чудно.
25 октября погода начала портиться, мы уехали. По пути заехали на 3 дня к тёще в город Алатырь, погостили и поехали домой. В Челябинске нас ожидала машина, и мы благополучно добрались домой.
Приведя в порядок партийные дела, я возглавил бригаду из 18 человек. Получив деньги, доверенности и билеты на самолёт, 28 декабря вылетел из Кургана в Запорожье с пересадкой в Куйбышеве и Харькове, так как самолёт вёз туда почту. К вечеру разыгралась буря, и нас посадили в Уфе, другие города не принимали. Буря продолжилась до рассвета, мест в зале не хватало, и нас повезли в клуб, где мы были до 10 часов утра, пока расчистили аэродром. Отправили ТУ, а наш АН - в последнюю очередь. Совершивший посадку самолёт, взял нас, 6 человек, а оставшиеся 12 человек полетели в Куйбышев, а мы вместо Харькова оказались в Пензе, и Харьков не принимал. Только к вечеру мы прилетели в Харьков, а там уже на вокзале нас ждали наши. Запорожье самолёты не принимало. Я уже собирался сдать билеты на самолёт и купить на поезд, как вдруг объявили рейс на Запорожье. Диспетчер задержала вылет на 5 минут, пока мы сядем в самолёт Як-40. Покружившись над Запорожьем, снова вернулись в Харьков. Взяв билеты на поезд, мы ночью выехали в Запорожье, а утром на электричке доехали до Гуляй-Поля. Дождавшись рейсового автобуса, мы вечером добрались до Темировки. Общежитие закрыто, нас не встретили. Бригада Кочешкова Леонида Андреевича уехала домой, не дождавшись нас.
Пришёл сторож и подал мне письмо от Кочешкова Л. А., в котором он пишет, чтобы мы ехали сначала в посёлок Слобода. Там наша техника и скирд соломы, который мы должны отгрузить, а потом переехать в Темировку, где основная солома. С последним автобусом мы уехали в Слободу. Там нас тоже не ждали.
Расспросив у жителей, где жили курганцы, мы пришли к общежитию. Увидев толпу мужиков, к нам подошла женщина. Оказалось, это повар для курганских рабочих. Она принесла ключ, открыли общежитие, растопили 2 печки. В комнатах - порядок, постели, 2 стола, скамейки, умывальник и даже телевизор.
Переночевав, позавтракав, я с их бригадиром поехал к их директору просить телеги ПТС-40. Отдав доверенность на них, и получив 6 телег, стали ждать вагоны. Они пришли 31 декабря, мы загрузили 2 вагона, а вечером смотрели новую комедию «Ирония судьбы, или С лёгким паром». Так началась наша работа.
Через 6 дней, загружая по 2-3 вагона, я оставил агронома фермы №3 Каравдина Юрия руководить бригадой и отгружать оставшуюся солому, а сам с Синяком Степаном поехал в Темировку решать вопросы с жильём, питанием, отоплением и телегами ПТС-40. Поселили нас в интернатской столовой, еду нам готовили в колхозной столовой, а топить печи и мыть полы я нанял техничку за 60 рублей в месяц.
Закончив отгрузку в Слободе, сдав телеги, мы переехали в Темировку. «Голова» колхоза мне сказал, чтобы я ежедневно приходил в 7:30 к ним на планёрку решать наши вопросы. Через 4 дня он сделал мне замечание: «Скажи своим хлопцам, чтобы они пустые бутылки не выбрасывали по дороге в кювет, а привозили и клали их у магазина в ящики». У них в селе порядок.
На краю села - дом автостанции для ожидания автобусов. В здании - чистота, два ряда клубных сидений, стол, на столе стоит телефон и графин с водой. Удивительно, что никто не хулиганит, ничего не ломает, не то, что у нас в районе, где и остановки, и туалеты ломают во вред людям. У них порядок, и все сельские вопросы решает «голова» колхоза.
Часто к нам в общежитие приходил их завхоз. Один раз он назвал нас «москалями». Я ему ответил: «Мы - не москали, а сибиряки, а москалей к нам, в Сибирь, и калачом не заманишь». После этого мы с ним стали друзьями, да и язык их нам понятен.
В тупиковую станцию Гуляй-Поле вагонов под солому поступало мало, нам - 1-2 вагона, а Лысенко А. Я. просил 3-4. Я через нашего представителя в Запорожье добился, чтобы нам дали другую станцию. Дали в Орехово, там нам стали давать по 3-4 вагона и 1 вагон - в Гуляй-Поле, а нашим транспортом из 6-и тракторов и 2-х машин мы могли загружать только 3 вагона. На планёрке нам «голова» решил выделять по 3 автомашины. Сложность в том, что до Орехово - 80 км, а на въезде - очень крутой уклон, и если бывал гололёд, то спуск по асфальту для трактористов был проблемным.
Через 3 недели, не найдя бани в райцентре, мы поехали в Орехово, чтобы помыться, но у них баня без парной.
Продолжение следует...
Михаил Иванович ДЮРЯГИН,
Почётный гражданин Целинного района,
с. Пески
Комментарии